Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

адвокаты по уголовным делам, защита подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам на предварительном следствии и в суде, обжалование решений и приговоров судов всех инстанций 

г. Санкт-Петербург

пр. Каменноостровский 40

офис 603

почта: krava78@list.ru

8 (921) 908-02-77

8 (921) 908-05-33

8 (911) 093-93-38

8 (911) 021-04-01

РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

После распада СССР, на территории Российской Федерации увеличилось количество конфликтов на межэтнической и межконфессиональной основе, наряду с количеством проявлений национальной, расовой и религиозной вражды. Подобные явления характерны не только для Северного Кавказа, но и для других регионов России. Примеры драматических событий в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, в Поволжье демонстрируют их крайнюю опасность, влекущую социальную нестабильность. Часто в подобных случаях мы наблюдаем элементы религиозного экстремизма. 

Религиозный экстремизм представляет собой одну из форм экстремизма. Однако законодательно не определено, что именно надлежит считать религиозным экстремизмом. Представляется, что под религиозным экстремизмом следует понимать деятельность в сфере межрелигиозных отношений, находящую свое выражение в насильственных попытках навязывания обществу определенной системы религиозных воззрений, а также обоснование либо оправдание такой деятельности. Религиозный экстремизм в любых его проявлениях представляет собой угрозу общественной безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, говоря о национальных интересах в сфере внутренней политики, характеризует их как сохранение стабильности конституционного строя, обеспечение гражданского мира и национального согласия, правопорядка, а также нейтрализацию причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Cледует отметить, что религиозный экстремизм основан на действительных религиозных догматах, поскольку в каждой религиозной деноминации присутствует стремление утвердить собственный абсолютный и всеобъемлющий характер, а также ложность других религиозных учений. Однако, несмотря на это, подобные свойства религиозных систем далеко не всегда проявляют себя в виде непримиримого противостояния. Так, российская история являет наиболее яркий пример возможности бесконфликтного сосуществования различных конфессий: православия, ислама, иудаизма, буддизма, протестантизма и др. Межрелигиозные конфликты, в которых находят наиболее яркое выражение экстремистские проявления, практически никогда не выступают в своем "чистом" виде. Как правило, религиозный фактор используется в качестве идеологической и организационной поддержки для реализации вполне конкретных интересов различных сил и субъектов политического действия. Использование религиозных лозунгов зачастую способно привлечь значительные массы верующих и представителей духовенства, что придает конфликтам особенно ожесточенный и деструктивный характер. Как правило, религиозный экстремизм используют в своих интересах деятели радикальных националистических и конфессиональных движений. Наибольшую остроту религиозный экстремизм приобретает в случае использования религиозной идеологии в националистических и сепаратистских целях, что особенно актуально в случаях совпадения религиозной и этнической самоидентификации народов.

Особо следует выделить такие проявления религиозного экстремизма, которые осуществляются по инициативе и при поддержке внешних политических субъектов, стремящихся обеспечить свое доминирование в том или ином регионе мира. Действительно, анализ большинства военных конфликтов, террористических актов и вообще насильственных действий на южных и юго-западных границах евразийского материка (на границах столкновения исламской и христианской цивилизаций) выглядит как проявление религиозного экстремизма. Вместе с тем представляется, что дело заключается не в конфликте цивилизаций, а в противодействии не западных культурно-социальных общностей, основанных на религиозной традиции, агрессивному давлению западного сообщества. При этом внешне данное противодействие выглядит как сопротивление навязыванию секулярно-гедонистических ценностей "общества потребления". Тогда как на самом деле данное сопротивление обусловлено тем местом в мировом распределении рынков труда и ресурсов, которое отводят западные страны развитой демократии странам третьего мира. Тот факт, что до настоящего времени в мире не получили сколько-либо заметного развития религиозные экстремистские проявления, базирующиеся на христианских вероучениях, не позволяет говорить о том, что религиозный экстремизм в современном мире в значительной мере выступает и как следствие, и как форма экстремизма секулярного. При этом не секрет, что деятельность экстремистских религиозных организаций активно используется международными структурами, стремящимися к мировому господству, как средство разрушения существующих государственных образований, наций и культурно-цивилизационных общностей.

В Российской Федерации деятельность религиозных организаций четко регламентирована законом и может осуществляться только в рамках закона. Религиозные организации и религиозные группы являются самостоятельными формами религиозных объединений. Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим статус религиозных общественных объединений, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в том числе внес изменения и дополнения в законодательство, определяющее деятельность религиозных объединений. В соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, запрещена в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности". Данным Законом запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, их организаций, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности (ст. 7, 9).

Автор статьи: Берчанский Кирилл 2015 г.